Роль преподавателя в системе менеджмента качества

ПечатьОтправить другуPDF version

Осмысливая деятельность по оказанию образовательных услуг в вузе с точки зрения требований международных стандартов ИСО серии 9000:2000, мы хотим рассмотреть роль преподавателя в образовательном процессе с позиций Системы Менеджмента Качества, ведь не секрет, что не только от руководства вуза, но и от преподавателя зависит последовательное и динамичное совершенствование вуза. Зачастую руководство вузов, не до конца понимают роли преподавателя на рынке образовательных услуг, и пока по старинке считают, что качество и престиж университета зависит только от его руководства. А на работу преподавателя смотрят только с точки зрения контроля его деятельности.

Между тем, если смотреть на преподавателя с точки зрения индустрии образования, то он является производителем образовательных услуг. Что это за образовательные услуги? Лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, учебники, учебные и учебно-методические пособия и т.п., одним словом, всё, что необходимо для реализации образовательных программ, которые, кстати говоря, создаёт тоже преподаватель.

 Значит, от преподавателя зависит качество образовательных программ, созданных им, поскольку преподаватели высших учебных учреждений имеют определённую свободу при разработке и реализации образовательных программ и учебных планов. Поэтому качество образовательных программ зависит от  персональной компетентности преподавателя. Следовательно, качество и компетентность имеют важное значение для получения требуемых результатов. Как определить компетентность преподавателя, качество созданной образовательной программы? Определить поможет ориентация на внешний рынок (государство и общество) и внешнего потребителя (студента).

В вузах, занимающихся предоставлением образовательных услуг, большая часть персонала непосредственно контактирует с внешним потребителем. В процессе оказания услуги, потребитель-студент воспринимает и оценивает академический уровень, профессиональные знания, социальные навыки преподавателей образовательной организации. Руководство вуза должно оценивать деятельность преподавателя и качество вновь созданной им программы по предыдущим программам, их качеству и положительной оценке внешних потребителей.

Ориентация на внешний рынок и внешнего потребителя подразумевает не только покупателя (студента), конечного пользователя. Жизненно важна для образовательного учреждения работа на внутренний рынок и внутреннего потребителя. Каждый преподаватель вуза является не только производителем образовательных услуг, но и сам может являться потребителем. Для того, чтобы иметь возможность удовлетворить внешнего потребителя (общество, компании, предприятия, учреждения), необходимо удовлетворить потребности внутреннего потребителя, т.е. преподавателя. Говоря о преподавателе как о потребителе, мы имеем ввиду то, что преподаватель строит свою деятельность на основании информированности о политике, целях и задачах, разрабатываемых руководством, поэтому  руководство обязано доводить информацию до преподавателя, это, во-первых, во-вторых, на организации руководством возможности повышения квалификации, создания необходимых условий для организации: 1) преподавательской деятельности; 2) научной деятельности; 3) достойного материального вознаграждения за его труд; 4) условий для его отдыха; 5) создания мотивации для раскрытия его творческих возможностей и т.д.

Корректное руководство преподавателями внутри учебного заведения представляет собой одно из основных условий для достижения качественных результатов. Что может являться показателем низкой качественной работы руководства вуза? Это постоянные оправданные и неоправданные, повторяющие друг друга проверки деятельности преподавателя, требования многочисленных форм отчётности. Неумение создать определённую свободу для развития творческого потенциала преподавателя, его самосовершенствования, наконец, творческих решений. Как сказал Ян Райзбек, один из ведущих европейских разработчиков Системы менеджмента качества в сфере образования, важно соблюдать необходимый баланс между свободой и необходимостью, чтобы каждый преподаватель обладал достаточной свободой в рамках своих обязанностей, но, тем не менее, его деятельность должна регламентироваться определёнными правилами (1).

Не только жизненный уровень, (хотя это тоже немаловажно), но даже самое простое недоверие к преподавателю, роняет его достоинство,  лишает его мотивации к творческой деятельности. Это показатель несогласованной деятельности административного персонала. Внедрение Системы Менеджмента Качества поможет решить все эти проблемы, так как точно определит все действия административного персонала.

Если в какой-то мере учитывается, что могут потребовать студенты, остается спорным вопрос о том, как следует измерять потребности преподавателей. Вузы должны чаще проводить опросы своих преподавателей, но не в форме собраний. Собрания, доставшиеся нам от советской эпохи, явно устарели. В мире существуют более прогрессивные формы выявления проблем преподавателей – социологические опросы, разные виды анкетирования, интервью, по результатам которых можно узнать не только требования и проблемы преподавателей, но и  с какими недостатками они сталкивались во время учебного процесса, чтобы лучше готовить специалистов к профессиональной деятельности.

Одним из ключевых процессов управления является выстраивание в соответствии с потребностями преподавателей стратегии развития вуза. Поэтому руководители  вузов обязаны чувствовать потребности собственных сотрудников. В этой области вузами проводится слишком мало исследований, направленных на совершенствование работы преподавателей, предоставляющих образовательные услуги. Вузы должны определить, какие показатели, характеризующие потребности преподавателей, им следует измерять, и сделать такие измерения постоянными и систематическими.

Если  взять, например, такую составляющую комплексного подхода СМК, как работа с кадрами, то во многих вузах считается вполне допустимым практически не заниматься проблемой развития и совершенствования кадрового состава, особенно преподавательского.

В вузах отсутствует широкий, комплексный подход к развитию внутренних коммуникаций, обеспечивающий свободный обмен информации между разными уровнями преподавательского и административного персонала.

Каждый член образовательной организации, независимо от той роли, которую он в ней играет, обязан понимать принятую в ней систему взглядов и ценностей, методы и правила её работы. Это его законное право, и если оно не соблюдается, если работник не имеет должной информации в этой части, то он чувствует себя в изоляции и не получает удовлетворения от  работы. Если работник понимает, в какую сторону движется организация, ему понятны рабочие процессы, в которых он участвует, то он имеет представление о том, какую роль он играет в деятельности учебного заведения. Он должен иметь возможность влиять по каналам обратной связи на деятельность вуза, получать от неё необходимое обучение и возможности для развития своих потребностей.

Немаловажным станет для вуза повышение уровня технологической дисциплины сотрудников, создания системы регулярных внутренних аудитов качества и повышение на их основе уровня исполнительской дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности и создание нового имиджа вуза.

Во всём сказанном играет огромную роль - роль лидеров. Вообще XXI век – век лидеров. Тема нововведений и преобразований привлекает внимание многих учёных мира, особенно в сфере образования, в течение многих лет. Без наличия определённых факторов, обеспечивающих успех и жизнеспособность проводимых преобразований, любые намерения изменить государственные образовательные стандарты и учебные программы на пути развития останутся лишь намерениями и не смогут перерасти в целенаправленные и эффективные практические действия.  «На сегодняшний день, - как пишет Крис Кеннеди, Директор центра английского языковедения Университета Бирменгем, в прошлом – Президент Международной ассоциации преподавателей английского языка как иностранного, - мы достигли той отметки, когда осознаём, что наиболее значительной предпосылкой успешной реализации преобразований является человеческий фактор, поскольку без изменения менталитета людей, работающих в организациях и учреждениях, без их энтузиазма и приверженности делу не будет реализована ни одна реформа, какой бы актуальной она не была. Придание важности человеческому фактору, а не явлениям, окружающим его, привело к повышению интереса к понятиям «лидерство» и «компетентность», понятиям, которые до недавнего времени, по крайней мере, в Великобритании, воспринималось достаточно негативно» (2).

Имеет огромное значение видение стратегии, представления о миссии, системе взглядов и ценностей учебного учреждения, которому мало придают внимания на современном этапе.

Такой элемент СМК как «Миссия, взгляды и ценности высшего учебного заведения», нацелен не только на установление перспективных целей и задач организации на несколько лет вперёд в части повышения основных показателей его деятельности, но и на поднятие престижа вуза, престижа преподавателей. Вообще создание руководством атмосферы деятельности вуза как миссии, заставляет преподавателей и персонал высоко нести марку университета. Это серьёзная проблема, над которой стоит задуматься.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ян Райзбек. Комплексное управление эффективностью высшего образования в будущем. – ж. «Европейское качество», 2003, № 1-2, с. 94.

2. Крис Кеннеди. Зависит ли успешная реализация преобразований и нововведений от лидеров. - Шестая международная конференция по вопросам языка и развития. Лингвистические задачи национального развития и международное сотрудничество. 15-17 октября 2003 г. Ташкент, Узбекистан, с. 13.

 

Э. Суванова. Узбекистан

«Учитель Узбекистана», 5 марта 2004 г.

 
tasix